Гидролокационные комплексы "Гидра"

Оборудование для поиска объектов и т.д.

Радиолокационные контроллеры и имитаторы

Прием и обработка радиолокационной информации

Вычислительные системы. Устройства связи с объектом

Прием и обработка информации в составе АРМ

Contacts

Tel..: +7-495-790-7178
Mobile: +7(926)0960594
support@hydrasonars.ru
Location map
Order

 

Исследования византийского судна X-XI вв. у Балаклавы (Севастополь, Крым).

В сезон 2015 году экспедиция Института востоковедения РАН научный руководитель к.и.н. В.В. Лебединский и подводного клуба «Ростов-Дайв» руководитель Р.Г. Дунаев, при поддержке Русского географического общества и Министерства обороны РФ проводила исследования в акватории Крымского полуострова у городов Севастополь, Балаклава, Феодосия, Судак, Новый Свет. Проведенные исследования выявили целый ряд интересных и даже уникальных подводно-археологических и исторических памятников. Обнаруженные объекты охватывают различные исторические периоды от эпохи Средневековья до Нового времени. Для проведения исследовательских работ применялось самое современное оборудование, в том числе гидролокационный комплекс «Гидра».

Одна из самых интересных находок - средневековое византийское судно, датируемое по керамическому материалу X-XI вв. Скорее всего, это было торговое судно, шедшее от берегов Малой Азии, вероятно, из района Константинополя, к мысу Сарыч, и далее - к Херсону или средневековым поселениям, расположенным в Западном Крыму. Груз судна состоял из амфор, именно по ним нам удалось датировать находку. Обнаруженные амфоры, тип 2 (по классификации Нергис Гюнсенин), имеют грушевидное тулово со сглаженной поверхностью, массивные уплощенные в сечении ручки, которые крепятся непосредственно под венчиком. Последний представлен двумя вариантами: один в виде отложного воротничка, другой - воронкообразный. Черепок - светло-коричневый, с лакунами от выгоревших органических частиц. На стенках и ручках этих амфор могут быть граффити в виде букв греческого алфавита и знаков. Этот тип амфор распространен в Средиземноморье и бассейне Черного моря [Barnea, 1967, fig.161; Gunsenin, 1990, pl.XXXIII-XXXVI, тип IIa,IIb; Hayes, 1992, тип 60, p.75, fig.26-4; Антонова и др. 1971, тип XXI, рис. 22; Якобсон, 1979, с.109-111; Паршина, 1991, с.76; Романчук и др. 1995, класс 43, с.68-70, таб.34]. Большинство исследователей относят эти амфоры именно ко второй половине X-XI веку [Нессель В.А. Керамический комплекс // Херсонесский сборник. Supplement I. Топография Херсонеса Таврического. Водосборная цистерна жилого дома в квартале VII (IX-XI вв.). Севастополь, 2006, с.97-98].

В амфорах, вероятнее всего, перевозилось вино, так как в одной из них обнаружена пробка из сосновой коры с отверстием для удаления продуктов брожения. На месте кораблекрушения видны выступающие из грунта части корабельных конструкций хорошей сохранности, что позволяет надеяться на значительные фрагменты корпуса судна, сохранившиеся в грунте. Эти фрагменты судна представляют огромный интерес, так как помогут в реконструкции формы и отдельных узлов средневековых судов.

Судно находится на глубине 83 м., в илисто-песочном грунте, что обеспечило хорошую сохранность объекта. Размер верхнего, видимого горизонта памятника (амфорного пятна) - 27х14м. Об уникальности этой находки говорит и тот факт, что всего в Северном Причерноморье обнаружено только два древних судна подобной сохранности, но на больших глубинах, что затрудняет их исследования.

18 августа 2015 года место проведения исследований посетил Президент России В.В. Путин.Место кораблекрушения нуждается в государственной охране. В настоящий момент ведется работа по постановке этого уникального объекта на государственный учет.